В начале XX в. Сочи представлял собой небольшой посад в населением в 10 тысяч человек – центр Сочинского округа Новороссийской губернии, территория которого простиралась вплоть до Гагр, а площадь была чуть больше, чем современного Сочи (4,4 тысячи квадратных верст). По данным 1914 г., в округе проживало 13 тысяч человек в Сочи и 28,4 тысячи в сельской местности. Основой экономики являлось сельское хозяйство (посевные площади составляли 11 163 десятины), животноводство и пчеловодство. Большую роль в развитии региона играла курортная отрасль. Десятки гостиниц, пансионов, дач принимали тысячи людей, приезжавших сюда на лечение мацестинскими сероводородными водами.

В черту посада входила небольшая территория долины реки Сочи (нижняя часть) и возвышенность, находящаяся за левым берегом реки (верхняя часть). Кроме того, до революции сочинцы вели переговоры с губернскими властями о присоединении Верещагинской и Хлудовской сторон,на которых были расположены многочисленные дачные участки, частные пансионы и некоторые учреждения округа. Так, в районе Верещагинской стороны находилась сельскохозяйственная опытная станция, учёные которой занимались районированием различных культур на побережье, введением современных методов обработки земли, снабжали крестьян семенами, саженцами, техникой и др. На Хлудовской стороне имелись канцелярия лесничества, Хлудовский парк,гостиничный комплекс "Кавказская Ривьера" и многочисленные дачи богатейших россиян. 

В самом Сочи располагались окружные и посадские учреждения, казначейство, контора нотариуса, почтово-телеграфное отделение, управление таможенной заставой, а также большинство гостиниц и пансионатов; библиотека и учебные заведения (церковно-приходская школа, женское одноклассное училище и, шестиклассная прогимназия, частное учебное заведение Л.А. Покровской); учреждения здравоохранения, торговли и промышленности.

Торговое и пассажирское сообщение Сочи с другими российскими городами осуществлялось двумя судоходными компаниями: Русским обществом пароходства и торговли и Российским обществом пароходства. Прибывавшие суда останавливались на рейде, примерно в километре от берега, в двух местах – напротив "Кавказской Ривьеры" и маяка. Корабли на рейде находились обычно непродолжительное время – от 2 до 6 часов. К ним подходили лодки, перевозившие на берег грузы, пассажиров и их багаж. В штормовую погоду суда не разгружались и проходили мимо Сочи – в Батуми или Новороссийск, чтобы сделать остановку на обратном пути. Пристань в Сочи была построена в середине XIX в. В 1873 г. она уже принимала пассажиров и грузы. Тогда в Сочи заходило всего два русских колесных парохода, курсировавших на линии Одесса – Батуми. В начале XX в. пристань продолжили в море, укрепили, и в таком виде она просуществовала долгие годы.